Воистину, смута[1] является
причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего
от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и
саляфы этой общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит
не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль
8: 25).
Аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам (да будет доволен им Аллах) говорил:
"Мы читали это аят во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, и не полагали, что это коснется нас, пока
мы не оказались в том, в чем оказались”. Ахмад
3/31, аль-Баззар 976. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность иснада.
Смута имеет множество печальных последствий,
как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека
смерть лучше, чем смута. Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах)
сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал: «Две вещи ненавидит сын Адама. Он ненавидит смерть, однако смерть
лучше для него, чем смута. И он ненавидит малое имущество, однако мало имущества
проще для расчета (в Судный день)». Ахмад 5/427.
Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. "Шарх
ас-судур” 35, «Сахих аль-джами’» 139.
Ведь когда начинает бушевать смута, она
лишает массу людей рассудка, и они начинают преступать установления религии, проливать
кровь друг друга, не обращая внимания на то, что убиваемый является соседом,
родственником, и в первую очередь мусульманином! И о том, что подобное будет
происходить в преддверии Судного Часа, говорил пророк (мир ему и благословение
Аллаха). Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед
Судным днем будет аль-хардж!» Его спросили: «А что такое аль-хардж?» Он ответил:
«Убийства!» Ему сказали: «О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем
столько-то и столько многобожников». Он сказал: «Поистине, это не убийство
вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что
человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!» Его спросили: «И мы будем
в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха)
сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из
числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном,
тогда как на самом деле они будут ни на чем!»” Затем Абу Муса сказал: "Клянусь
Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас
застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли – не пролив ни
чьей крови и не взяв чужого имущества!” Ахмад 4/391, Ибн
Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” №
1682.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: "Наступит
смута, которая лишит мужчин рассудка. И дело дойдет до того, что ты не сможешь
увидеть даже одного разумного мужчину!” Ну’айм ибн
Хаммад в "аль-Фитан” 1/62. Имам аль-Хинди подтвердил достоверность иснада. См.
"Канз аль-‘уммаль” 11/179.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Этой
общине предписано пять смут. Сначала будет смута всеобщая, затем частная, потом
снова всеобщая и после нее снова частная, а после нее придет глухая и слепая
смута, во время которой люди станут подобно животным”. аль-Хаким
8417.
И именно это, к большому сожалению, мы
наблюдаем в наши дни во многих арабских странах, которые всецело охватила
смута. Вовлекая целые страны мусульман в беспорядки и революцию, враги Ислама используют
это в своих коварных интересах. А ведь все это последствие тех самых скверных
митингов, забастовок и демонстраций, которые некоторые невежественные мусульмане
считают, чуть ли не важнейшим поклонением Аллаху! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили
о дозволенности митингов и демонстраций, которые проводятся с разрешения правителя,
он сказал: "Необходимо следовать за саляфами! Если подобные вещи были среди саляфов,
то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что
митинги и демонстрации – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны
митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь,
имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые
не понимают, что они говорят и что делают. Митинги и забастовки – все это является
злом! И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители
дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к
этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он
придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем
саляфов!” Сл. "Ликъаат Баб аль-мафтух” № 189.
Шейх аль-Альбани говорил: "Не перестают
некоторые исламские джама’аты совершать митинги и демонстрации, пренебрегая
тем, что подобные вещи из обычаев неверных и их методов, которые заявляют о том,
что суд принадлежит народу! Тем самым (эти джама’аты) идут в противоречие
словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Лучшее
руководство – это руководство Мухаммада!»” См.
"ас-Сильсиля ад-да’ифа” 14/74.
Что же касается нас, то мы должны извлекать
из происходящего пользу и уроки! Му’ауия (да
будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось от мира этого ничего, кроме
испытания и смуты. Так готовьтесь же к испытанию с помощью терпения!» Абу
‘Амр ад-Дани в "аль-Фитан” 3. Имам аз-Захаби назвал иснад хадиса хорошим. См.
"Мизан аль-и’тидаль” 4/443.
Мы предлагаем нашим дорогим читателям эту
краткую, но полезную и актуальную работу уважаемого шейха ‘Абдур-Раззакъа
аль-Бадра, дабы мусульмане знали о тех опасных последствиях смуты для Ислама и
мусульман, а также, чтобы пролить свет на положение происходящего в эти дни в исламских
странах.
Просим Великого Аллаха сделать этот
небольшой труд благословенным и полезным для каждого мусульманина, а также
даровать великую награду шейху ‘Абдур-Раззакъу аль-Бадру и тем мусульманам,
которые принимали участие в подготовке этой работы!
И также мы просим Аллаха Всевышнего о том,
о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да
будет доволен им Аллах), сказавший: "Мы прибегаем к Аллаху за
защитой от зла смут!” аль-Бухари 7089.
Введение
шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра[2]
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему
взываем о помощи и прощении, и каемся перед ним. Мы ищем защиты у Аллаха от зла
наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не
сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой
путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у
Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Мы нуждаемся в обсуждении темы «Последствия
смут», и в рассмотрении ее сторон, дабы принять меры предосторожности,
поскольку знание признаков чего-либо, его последствий и вредоносности, дает
рабу Аллаха некоторую защищенность и возможность принять меры по предотвращению
этого. Как говорят с давних времен: «Как может уберечься тот, кто не знает
чего опасаться?»
Кто не знает смуты, не знает, как ее
распознать и не знает обычных ее последствий, тот возможно войдет в нее и
испачкается ею, навредит себе и в итоге его постигнет сожаление.
Знание признаков, по которым можно
распознать смуту, содержит в себе величайшую пользу, поскольку помогает
анализировать смысл совершаемых дел и их последствий, что является благоразумием.
То есть, прежде чем приступить к чему-либо, человек сначала анализирует то, к
чему это может привести.[3] Пример этому
содержится в жизнеописании имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Однажды к
нему домой пришла группа ученых из Багдада, которые обратились к нему со
словами: "О Абу ‘Абдуллах! Это дело приняло серьезный оборот, и оно распространилось![4]” Тогда
имам Ахмад сказал: "И чего же вы желаете?” Они ответили: "Мы советуемся
с тобой в том, что мы недовольны правлением и властью правителя!” После
некоторого спора Абу ‘Абдуллах сказал им: "Порицайте происходящее своими
сердцами и не оставляйте подчинение (правителю). Не раскалывайте единство
мусульман, и не проливайте свою кровь и кровь тех мусульман, что с вами. Посмотрите
на исход вашего дела! Проявляйте терпение, пока с благочестивым правителем не
придет покой, или пока не будет избавления от тирана”. аль-Халляль
в «ас-Сунна» № 90.
Это было наставлением великого имама – учесть
последствия и итог смуты, и то, как это отразится на тех, кто в нее ввязался. Об
этом он и говорил, ведя спор с ними.[5] Но они
вышли от него и не приняли его наставлений, и, оставшись при своем мнении, они
призвали присоединиться к ним племянника имама Ахмада (да смилуется над ним
Аллах). Но отец его запретил ему это, сказав: "Остерегайся вести с ними
дружбу! Поистине, имам Ахмад не запретил им ничего, кроме зла!”
Ведь история этих людей закончилась тем,
что они вышли против правителя и конец был таким, от чего предостерегал их имам
Ахмад (да смилуется над ним Аллах). Кто-то из них был убит, кто-то заключен в
тюрьму и не принесли они этим никакой пользы (для Ислама и мусульман) и не исправили
положение.[6]
Вывод из этого:
Рассмотрение последствий дел, отсутствие
поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения
смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн
Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Поистине, появятся сомнительные,
неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине,
быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!” Ибн
Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 38343, аль-Байхакъи «аш-Шу‘аб» 9886.
Он заповедовал выдержку, а это – терпение и
отсутствие спешки.
Имам аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 327
передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Не
будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет
тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся
долгое время”.
И так, он завещал три вещи:
Первое – он запретил поспешность. Человек
должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к
делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия.[7]
Второе – не разглашать и не распространять смуту.
Это то, чего следует остерегаться в особой степени. Во время, когда
воспламеняется смута, не дозволено способствовать ее усилению и разжиганию, ни
словом, ни прочим способом, ибо в противном случае он разжигает огонь и сеет
зло.[8]
Третье – не сеять смуту и не пускаться в
нее. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерег свою общину от
приближения к смуте, как об этом сообщается в хадисе, который передал от него
Абу Хурайра: «Наступят
времена смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий
лучше бегущего». аль-Бухари
3406, Муслим 2886.
То есть, чем человек будет дальше от смуты
и менее активен в ее разжигании, тем он будет в большей сохранности, и в этом благо
для него же самого. Поэтому он должен отдаляться от смуты, и просить Аллаха -
благословен Он и возвышен - уберечь его и всех мусульман от ее зла, а не быть
орудием разжигания и распространения этой смуты.
От Зайда ибн Сабита (да будет доволен им
Аллах) передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Просите
у Аллаха защиту от смут как явных, так и скрытых». Тогда сподвижники
сказали: "Мы просим у Аллаха защиты от смут как явных, так и скрытых”. Муслим
2867.
Следует просить защиты от смуты, просить Аллаха,
благословен Он и возвышен, уберечь и защитить мусульман от ее бедствия, опасности
и зла. Также следует больше взывать с мольбами, с которыми взывал пророк (мир
ему и благословение Аллаха), прибегая к защите Аллаха от зла смуты и от искушений,
которые сбивают с прямого пути. Это то, чему мусульманин должен уделять особое
внимание, ибо только Аллах оберегает и охраняет. Поэтому, пусть раб искренне ищет
убежища у Аллаха, просит уберечь и защитить его и всех мусульман от смуты.
Мусульманин также должен обращаться к
обладателям знаний, прежде чем отважно бросаться в смуту, ибо может оказаться
так, что он станет главой этой смуты и ключом к злу. А ведь пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются
ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к
злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал
ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!» Ибн Маджах 237, Ибн Абу
‘Асым 297, ат-Таялиси 2082. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1332.
Каждый мусульман должен опасаться быть
ключом к злу, предводителем и проповедником зла, ввергая себя и других в
губительные дела, последствия которых обернутся против них, как в мирской, так
и в последней жизни.
Таким образом, знание последствий смут, ее
опасностей и вреда, приносит мусульманину великую пользу.
Последствия и влияния смут многочисленны, перечисление
и обсуждение их будет длительным, но в этой работе я укажу некоторые наиболее
важные последствия, и надеюсь, что Всевышний Аллах обратит этот труд на благо и
пользу всем нам.
Последствия
и влияния смут
Первое последствие
смут: Оставление людьми поклонения
Во время смуты люди оставляют дела
поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца
приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые
смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут
поминать Аллаха должным образом.
Поэтому за поклонение, совершаемое во время
смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное
время. Доказательство этому, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Поклонение Аллаху в неспокойное
время подобно (по награде) переселению (хиджра) ко мне». Муслим 2948.
То есть, кто посвятит себя поклонению во время,
когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его
будет подобно награде того, кто переселился к пророку (мир ему и благословение
Аллаха).
В этом хадисе указание на то, что занятый
поклонением во время смуты, будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. Все
это свидетельствует о том, что необходимо отдаляться от смуты и заниматься
различными видами поклонения, и тогда человек обретет покой и будет пребывать в
безмятежности и благополучии, а ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал,
повторив свои слова трижды: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от
смут». Абу Дауд 4263. Хадис достоверный. См.
«ас-Сильсиля ас-сахиха» 975.
То есть, счастье и благополучие в отдалении
от смуты, а также в совершении дел угодных Аллаху и всего, что способствует приближению
к Нему, через различные виды поклонения, узаконенные Им. Подтверждается это хадисом
от Умм Салямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Однажды
ночью пророк (мир ему и благословение Аллаха) проснулся и воскликнул:
«Свят Аллах! Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью,[9] и какие
сокровищницы открыты![10] Разбудите обитательниц
комнат[11] для совершения
молитв, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в
мире ином![12]»”
аль-Бухари 115, 1126, 3599.
В словах: «Разбудите
обитательниц комнат для совершения молитв, ведь может получиться так, что
одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином!» содержится
пророческое указание на то, что при наступлении смут, следует обратиться к
молитве, к поклонению Всевышнему Аллаху и следует всячески стремиться приблизиться
к Нему.
На это также указывают и другие его слова: «Спешите
совершать благие дела до наступления смут, которые явятся подобно частям темной
ночи». Муслим 118.
Это побуждение к совершению благих дел
во время смут, так как когда вспыхивают смуты, люди отвлекаются от дел
поклонения, за исключением тех немногих, кому Аллах Всевышний оказал содействие
и поддержку.
Когда во время последователей
сподвижников (таби’ун) произошла смута, Хасан аль-Басри, который был из числа
тех, кто отдалился от смут, сказал: "О люди! Клянусь Аллахом, Аллах предоставил
аль-Хаджаджу власть над вами только в наказание, посему не встречайте наказание
Аллаха мечом! Однако проявляйте смирение и взывайте с мольбами”. Ибн
‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.
Ведь Всевышний Аллах говорит: «Мы подвергли их мучениям, но они не
смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» (аль-Муминун 23: 76).
То есть, в подобном положении человеку надлежит
проявлять смирение и молить Всевышнего об избавлении. Он должен исправить себя,
свое положение и навести порядок в своем доме. Должен неуклонно повиноваться
своему Господу в той форме, которой Он доволен.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)
передаются слова с подобным смыслом: "Настанут времена смут, от которых ничто не спасет, кроме мольбы подобно
мольбе утопающего”.[13] Ибн Абу Шайба 7/531.
Всем
нам известно, как искренне и усердно взывает о помощи утопающий, поэтому и было
сказано: "ничто не
спасет, кроме мольбы подобно мольбе утопающего”.
Человек
должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании.
Второе последствие: Отдаление людей от ученых и знания
Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют
людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения установлений
шариата, от познания религии в общем. Люди перестают обращаться к ученым и посещать
их собрания, поскольку сердца поглощены заботой и в них горит огонь смуты, а человек
в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может сопровождать
ученых в их собраниях, и он оказывается отдаленным от знаний и его носителей.
Хуже этого то, что смута приводит к тому, что люди
начинают пренебрегать учеными, умолять их значение и достоинство, ругать и
порочить их. От ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к
нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает
должного нашим ученым!» Ахмад 5/323, аль-Хаким 1/139. Хадис
хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5443.
Во
время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность,
оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. И все это является
следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах!
История
переполнена подобными случаями, и одна из них – это смута, спровоцированная
‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом[14], в которую были втянуты большое количество
чтецов Корана и знающих людей, и множество простых людей. Так вот, когда разгорелась
эта смута, к аль-Хасану аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), одному из самых
великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что
ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает
запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает
то-то и то-то?!» Он ответил: "Я считаю, что вы не должны сражаться с ним.
Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить
наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор,
пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из
судей”. И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого
«‘ильджа»[15]?!» ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма» 3/1035, Ибн
‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.
Смута
разгорелась в них, и когда они, охваченные бушующими эмоциями, услышали от ученого
то, что не соответствовало их страстям и желаниям, и что противоречит их
склонностям, то стали порочить его.
Пороченье
ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет
границ. Их называют подлизами, обвиняют в заискивании перед правителями, называют
агентами, и обвиняют в прочих мерзких вещах.
То
есть, смута рождает в людях непочтение к ученым, и они начинают умолять их
достоинства, пренебрегать ими, порочить и ругать их, и это самое опасное, что
может случиться с человеком во время смуты, да упасет нас всех Аллах от этого!
И
те, которые высказались в адрес аль-Хасана аль-Басри подобным образом, не
приняв его совета, выступили против аль-Хаджаджа вместе с ‘Абдур-Рахманом ибн
аль-Аш‘асом, были все убиты.[16] Они не принесли никакого блага и не
извлекли пользы из советов ученых. Так как ученые стали для них никем и их
слова не имели для них никакого значения.[17]
Третье последствие: Глупцы становятся лидерами
Из
последствий и влияний смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у
кого нет ни знаний, ни понимания религии Аллаха выходят вперед и начинают
занимать почетные места. И занимают они такое положение не по причине своего
знания, не по причине понимания религии Аллаха, не из-за наличия таких качеств
как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих эмоций! Они становятся
во главе, затем слепо, наугад выносят решения и издают фатауа. В то время как
они неизвестны своим знанием, своим благоразумием и здравомыслием. Поэтому шейхуль-Ислам
Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: "Когда наступает смута,
благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов”. См. «Минхадж ас-Сунна»
4/187.
Смуты
и испытания поражают не только несправедливых ослушников, но и невинных людей,
как об этом сказал Всевышний Аллах: «Бойтесь смуты, которая поразит не
только тех из вас, кто был несправедлив» (аль-Анфаль 8: 25).
Когда
наступает смута, грязь ее задевает каждого, кроме тех, кого избавит от этого
Аллах. И мы просим Аллаха избавить нас всех от ее грязи!
Четвертое последствие: Деяния завершаются неудачей и имеют
плохие последствия
Из
числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не
несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не
оправдаются.
Шейхуль-Ислам
Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив
смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение.
Он сказал: "Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего
властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы”. Затем он упомянул
примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут,
сказав: "Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли”. См. «Минхадж ас-Сунна»
4/527-528.
Пример
этому те, о которых мы рассказывали ранее. Те, кто не внял наставлению имама Ахмада
и другая группа, которая так же не прислушалась к совету аль-Хасана аль-Басри.
У них всех был один результат - "Они ни религию не установили, ни мирское не
сберегли”. Часть их убили, часть заключили в тюрьмы, некоторые бежали. Одним
словом – все они имели печальный исход.
Другой
пример приводит имам аз-Захаби в своем труде «Сияр а‘лям ан-нубаля» в биографии
аль-Хакама ибн Хишама ад-Дахыль аль-Амауи, который был правителем Андалусии. Он
долго рассказывал о том, как процветало его государство, какой силой оно
обладало, и какие победы он одерживал над римлянами, и т.п. После этого
аз-Захаби сказал: "Возросло число ученых в Андалусии в государстве
аль-Хакама, что даже было сказано, что в Къуртубе было четыре тысячи обладающих
знанием из числа ученых и требующих знание. Однако, когда пришло время их
гибели, Аллах сделал так, что им стало тяжело терпеть несправедливость аль-Хакама,
и они сговорились свергнуть его. Затем они собрали войско для сражения с ним, и
вспыхнула в Андалусии великая смута, обернувшаяся злом Исламу и его
приверженцам”. См.
«ас-Сияр» 8/253-260.
Затем
аз-Захаби упомянул исход этой смуты, что число убитых достигало пяти тысяч, а
уцелевшие были либо заключены в тюрьмы, либо бежали. Это еще раз подтверждает
то, что подобными мятежами и смутами не принести пользы религии. И умен тот,
кто учится на чужих ошибках, как было сказано.[18]
Большинство
тех, кто участвовал в этой смуте, в конце сожалели о том, что ввязались в нее,
и история немало передает подобного. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над
ним Аллах) говорил: "Поистине, ‘Аиша не принимала участия в сражении между
сподвижниками, и не выходила для сражения, однако она вышла с намерением
примерить мусульман, считая, что в ее выходе будет польза для мусульман. Но
затем ей стало ясно, что лучше было бы ей не выходить. И когда она вспоминала о
том, что вышла тогда, то плакала так сильно, что ее платок намокал. И так же
большинство предшествовавших людей, кто ввязался в сражение (во время смуты),
затем сожалели об этом, как Тальха, аз-Зубайр и ‘Али, да будет доволен ими
всеми Аллах”.
См. «Минхадж ас-Сунна» 4/316.
Айюб
ас-Сахтияни (да смилуется над ним Аллах), говоря о чтецах, участвовавших в смуте
Ибн аль-Аш‘аса, сказал: "Я не знаю ни одного из убитых, который ни стал бы
жалеть о подобной участи, и не знаю ни одного из уцелевших, чтобы он не восхвалял
Аллаха, Который его уберег”. Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.
Также
из числа полезных сообщений на эту тему – история Зубайда ибн аль-Хариса
аль-Ямия. Он является великим ученым Ислама и одним из передатчиков шести
сборников хадисов.[19] Он был одним из тех, кто вступил в смуту
Ибн аль-Аш‘аса, но уцелел и не принимал участия в убийствах. Мухаммад ибн
Тальха рассказывал: "Как-то Зубайд увидел меня смеющимися в обществе
аль-‘Аля ибн ‘Абдуль-Карима и сказал: "Если бы ты видел черепа[20], то не смеялся бы! И поистине, я бы желал,
чтобы мою правую руку отрубили от предплечья, но только не принимать участия в
этом!” Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих»
стр. 76.
После
этого наступила другая смута, и Зубайд был призван к участию в ней. Обрати внимание
на прекрасный ответ Зубайда, который видел последствия смуты и извлек урок из
этого: Сообщается, что Ибн аль-Му‘тамир часто посещавший Зубайда и рассказывавший
ему об убийствах членов семьи ‘Али (ахль аль-байт), призвал его выступить
вместе с Зайдом ибн ‘Али, на что Зубайд ответил: "Я не выйду, кроме как
вместе с пророком, а я не нахожу его!” Я‘къуб ибн Суфьян в «ат-Тарих» 3/107, Ибн ‘Асакир в
«Тарих ад-Димашкъ» 19/473.
Это
ответ человека, который воочию видел последствия смуты и испытал их на себе!
Пятое последствие: Принявший участие в смуте теряет свое
достоинство
Также
из числа отрицательных последствий смуты то, что если в нее вступает человек из
числа обладающих знанием, это приводит к тому, что он теряет свое достоинство и
уважение. Но кто спасется от смуты, тот возвысится, и люди будут извлекать
пользу из его знаний, а спасение этого ученого означает продолжение
существования блага, что осуществляется только с содействием Всевышнего Аллаха.
Поэтому ‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: "Муслим ибн Ясар пользовался среди людей
большим уважением и достоинством нежели аль-Хасан аль-Басри. Однако, когда
наступила смута, Муслим поспешил к ней, а аль-Хасан задержался и отстранился от
нее. Тогда Муслим упал в глазах людей, а аль-Хасан возвысился”. Ибн Абу Шейба 11/128, Ибн
Са‘д в «ат-Табакъат» 7/165, Ибн ‘Асакир «ат-Тарих» 58/146.
Муслим
ибн Ясар, о котором так сказал ‘Абдуллах ибн ‘Аун, вступил в смуту Ибн
аль-Аш‘аса, но когда эта смута прошла, он восхвалял Аллаха. Передаются его
следующие слова, которые он сказал, находясь с Абу Къилябой: "О Абу Къиляба!
Я восхваляю Аллаха перед тобой, за то что, в этой смуте не выпустил ни одну
стрелу, никого не пронзил копьем и не ударил мечом!”
То
есть он имеет в виду, что принимал участие в этом и находился в их рядах,
однако не выстрелил ни в кого из лука и не ударил никого мечом.
На
это Абу Къиляба ему говорит: "О Абу ‘Абдуллах! А как же быть с теми, кто
видел тебя в рядах? Ведь ты признанный ученый среди людей и имеешь достойное
положение среди них. И как же быть с теми, кто видел тебя между двух рядов и
говорил: "Это же Муслим ибн Ясар! Клянусь Аллахом, он занял эту позицию лишь
потому, что это было истиной!” Твое присутствие в рядах одной из сторон, и поддержание
их, является тем, что разожгло смуту еще больше”.
После
этих слов Муслим ибн Ясар заплакал, и описывая его, Абу Къиляба сказал: "Он
плакал и плакал, до тех пор, пока я не возжелал: «Лучше бы я не говорил ему ничего!»”
Ибн Са‘д в
«ат-Табакат» 7/187, Халифа в «ат-Тарих» 52, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 58/146.
Так
на Муслима ибн Ясара воздействовали слова Абу Къилябы, который напомнил, к чему
привело его пассивное участие в смуте, так что же говорить о том, кто в ней
принимает самое активное участие, убивая мусульман?!
Шестое последствие: Истина смешивается с ложью и
становится невозможным их различить[21]
Из
числа последствий смуты то, что во время смуты многие не могут отличить истину ото
лжи. Человека убивают, а он не знает за что был убит, также как и убийца не знает
за что убил его. Поистине, это пылающая смута, приводящая к буйству людей,
когда меняются сердца, когда опасности обретают серьезные последствия, людей со
всех сторон окружает зло, и в делах появляется неясность. Абу Муса аль-Аш‘ари
сказал: "Поистине, когда наступает смута, она неразличима, и только после ее
завершения проясняется ее суть”. ат-Табари в «ат-Тарих» 3/26.
То
есть, когда людей настигает смута, они ее не видят и она неясна им, а после
того как она уходит людям становится ясно, что это была смута и познают ее
суть.[22]
Мутарриф
ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: "Поистине, смута наступает не для того
чтобы вывести людей на прямой путь, а для нанесения вреда верующему в его
религиозных делах”. Ибн
Са‘д в «ат-Табакъат» 7/142, Абу Ну‘айм в «аль-Хилья» 2/204.
От
смуты не спасаются даже когда предостерегают от нее и разъясняют признаки, по
которым ее можно распознать, пример чему смута и искушение Даджаля (антихрист).
Поистине, это самое большое искушение и наиболее великая смута, и пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сообщил о ней своей общине, предостерегая от нее.
Он (мир ему и благословение Аллаха) самым ясным образом разъяснил признаки, по
которым ее можно распознать, и по которым можно разоблачить Даджаля, но,
несмотря на это, за ним последует огромное количество людей. И из наставлений
пророка (мир ему и благословение Аллаха) – отдаление от смуты. Посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть каждый, кто услышит о
Даджале, удаляется от него, ибо клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая
себя верующим, а затем последует за ним из-за сомнений, которые он сеет».
Ахмад 19968,
Абу Дауд 4319, аль-Хаким 4/576. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6301.
Также
запрещено приступать к какому-либо делу, когда оно неясное и сомнительное,
особенно если это касается жизни людей. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк
(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сражался под
неясным (слепым) знаменем и проявлял гнев во имя
своего племени, или призывал к национализму, или помогал только из-за любви к
своему племени, и был убит, тот был убит убийством времен джахилии».[23] Муслим 1848.
Также
уместно в данной теме упомянуть историю славного сподвижника Са‘да бин Абу Уаккъаса
(да будет доволен им Аллах), и рассказать о его поступке во время смуты между
‘Али ибн Абу Талибом и Му‘ауией (да будет доволен ими Аллах). ‘Абдур-Раззакъ
с достоверной цепочкой передатчиков передал от Мухммада ибн Сирина, что как-то
Са’да спросили: "Почему ты не сражаешься? Ведь ты из числа принимавших
участие в совете (ахль аш-шура), и потому ты обязан сражаться, более чем
кто-либо другой ”. Он ответил: "Я не стану сражаться, пока вы не дадите
мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от
верующего. Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад”. ‘Абдур-Раззакъ 20736, Абу
Ну‘айм в «Ма‘рифа ас-сахаба» 1/135.
Слова:
"Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя
глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от верующего” означают: дайте мне меч, который будет
отличать верующего от неверного, и когда я буду бить им мусульманина, он будет
отскакивать, а когда неверного – убивать его. А слова: "Я
сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад”, означают: Я сражался на пути Аллаха
и знаю, каким именно является джихад. Ну а в такое сражение, где мусульмане
убивают друг друга и летят их головы, я не вступлю, если только вы не дадите
мне описанный мною меч.
Затем
Са’д привел удивительный пример, сказав: "Нас с вами можно сравнить с теми, кто
передвигались по ясному пути, и настиг их бушующий сильный ветер, по причине
чего они потеряли видимость дороги и сбились с пути. Тогда некоторые из них
сказали: «Дорога находится по правую сторону». Отправившись в ту сторону, они
заблудились и сбились с пути. Другие сказали: «Дорога находится по левой
стороне». Они отправились в ту сторону, после чего заблудились и сбились с
пути. Остальные же сказали: «Мы были на правильном пути, когда начал бушевать
ветер, поэтому остановимся и переждем тут». Наутро ветер стих и дорога снова
прояснилась. Последняя группа (оставшаяся на месте) и есть «аль-джама‘а»,
которые говорят: «Нам стоит придерживаться того, что оставил нам посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до тех пор, пока не встретим его, и мы
не вступим во что-либо связанное со смутой!»” Ибн аль-А’раби в
«аль-Му’джам» 713, аль-Хатаби в «аль-‘Узля» 72, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ»
39/496.
Са’д ибн Абу Уаккъас, ‘Абдуллах ибн
‘Умар и группа из числа сподвижников считали в отношении произошедшего между
Му’ауией и ‘Али, что меч не является решением проблемы. Решением проблемы они
считали примирение, рассудительность в делах и т.п.[24]
У ‘Али в этом вопросе был свой иджтихад,
и у Му’ауии был свой иджтихад. А кто приложил все усилия и старания для поиска
истины и правильного решения, тот удостаивается награды за свое усилие и за
правильное решение. А если же он ошибся, то ему прощается ошибка и записывается
награда за приложенные усилия при принятии решения. Об этом сообщил пророк (мир
ему и благословение Аллаха): «Если
судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется
правильным, ему полагаются две награды, если же он вынесет решение, проявив усердие,
и ошибется, то ему полагается одна награда». аль-Бухари 7352, Муслим 1716.
Седьмое отклонение: Совращение молодежи
Также
из числа последствий смуты то, что она является причиной вовлечения в нее
молодежи, их порчи и заблуждения. Она ведет их по пути, приводящему к опасным
последствиям и печальному концу. По этой причине молодежь обязана не
обольщаться благородными призывами, будоражащими девизами и приукрашенными
лозунгами. Напротив, если призывают к чему-либо, то следует обратиться с этим к
авторитетным ученым. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благодать
с вашими старшими».[25] Ибн Хиббан 559, ат-Табарани в «аль-Аусат» 8991,
аль-Хаким 1/131. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1778.
По
этой причине, когда призывают к какому-либо пути и действию, необходимо
возвращаться к старшим – к большим ученым, которые обладают твердыми знаниями, известны
осмотрительностью и осторожностью при вынесении фатуа, и в разъяснении
какого-либо вопроса, известны своим благоразумием и мудростью в наставлениях.
Но
во время смут, молодежь заманивают и ввергают в губительные дела, из которых
потом они не в состоянии найти выход. Втягивать молодежь - будущих разжигателей
смут - начинают с незначительных и обычных с виду дел, к примеру, собирают
группу людей и договариваются друг с другом, что объединяются на вере в Аллаха,
Его ангелов, совершении молитвы, выдачи заката и т.д. Но к этому они добавляют
еще некоторые условия, которые затем накладывают на молодого человека
определенные обязательства. Так он и оказывается в партии (хизб) или секте, или
возможно дал присягу кому-то, и т.п. Возможно, затем он одумается и захочет
уйти, но уже трудно будет это сделать, так как провел много времени на этом
пути и погряз в губительных делах. Подобное происходит с давних времен. Так,
например, известный таби‘ий – Мутарриф ибн ‘Абдуллах аш-Шиххир (да будет
доволен им Аллах) поведал нам эпизод из истории его молодости. Он рассказывал: "Мы
часто приходили к Зайду ибн Сухану, который говорил: «О рабы Аллаха! Будьте
великодушны и поступайте наилучшим образом. Поистине, путь рабов к Аллаху в
двух вещах: богобоязненности и усердии!» Он был проповедником, увещевал и
напоминал людям, внушал им страх перед Аллахом, воодушевлял и побуждал их к
поклонению и подчинению Аллаху. И однажды, когда я пришел к нему, я обнаружил у
людей запись примерно с таким текстом: «Господь наш – Аллах, Мухаммад – наш пророк,
а Коран – предводитель наш. И мы будем с тем, кто поддерживает нас, а кто
против нас, то над ним пребудет рука наша».
Таким
образом, они написали то, в чем внешне не было никаких проблем для большинства
из людей.
Мутарриф
продолжил: "Затем Зайд стал подносить к каждому это писание и спрашивать
его: «О такой-то, согласен ли ты с этим?» И каждый отвечал: «Да, я согласен!» И
так продолжалось, пока он не дошел до меня, и спросил: «О мальчик, согласен ли
ты с этим?» Я ответил: «Нет, я не согласен». Тогда он сказал: «Не спешите с
этим мальчиком! И что же ты скажешь?» Я сказал: «Аллах взял с меня договор в Своем
Писании, и я не стану заключать какой-либо иной договор, кроме того, что с меня
взял Аллах в Своем Писании. После этого все до единого отказались от своего
решения, и никто из присутствующих, а их было около тридцати, не утвердил то,
что было написано им”. Абу Ну’айм в "аль-Хилья” 2/204, Ибн ‘Асакир в "Тарих
ад-Димашкъ” 58/313.
Вывод:
Смута завлекает многих молодых людей в разные организации и партии и обязывает
их всякими присягами и подобными вещами, которые будут иметь отрицательные
последствия.
Восьмое последствие: Ослабление религиозных братских
отношений
Из
губительных последствий смут также – разделение общества, ослабление братства и
религиозной связи, распространение среди людей злобы, ненависти и вражды.
Хузайфа
рассказывал: "Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно
постигнет меня. Я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в
невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого
блага зло?” Он сказал: «Да». Тогда я спросил:
"А придет ли после этого зла благо?” Он сказал: «Да, но к нему будет
примешано и зло»”. аль-Бухари 3606, Муслим
1847.
А в другой версии
хадиса говорится: «…но сердца людей не возвратятся в то состояние, в
котором они пребывали прежде».
Ахмад 23282,
Абу Дауд 4246. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 2739.
И
хадисов с таким смыслом много.
Таким
образом, когда разгораются смуты, меняются сердца и теряются братские отношения,
основанные на вере. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие являются
братья. Так примиряйте же братьев ваших! И бойтесь Аллаха, быть может, вы
будете помилованы» (аль-Худжурат
49:10)
А
пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте братьями, о рабы
Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман
ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без
помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и при этом он трижды указал
рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому
человеку, который презирает своего брата в Исламе».[26] Муслим 2564.
И
хадисов на эту тему существует множество.
Девятое последствие: Пренебрежение вопросами убийства и
кровопролития
Также
из числа плодов смуты это то, что кровь мусульман теряет свою ценность и неприкосновенность.
Люди начинают дозволять кровопролитие друг друга и осмеливаются на убийства. Сообщается,
что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: "Во время смуты
убийство для вас ничего не значит”. Ахмад 4871.
Он
строжайшим образом запрещал кровопролитие, присвоение чужого имущества и покушение
на честь. Однажды один человек написал ему: «Расскажи мне о знании», на что Ибн
‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) написал ему в ответ следующие
великие слова, которые мы должны заучить и действовать сообразно им: "О сын
моего брата, поистине, знание – обширно, но если ты можешь встретить Аллаха незапятнанным
кровью мусульман, непричастным к их имуществу, удерживающим свой язык от
нападок на их честь, привязанным к их общине, то сделай это!” Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ»
31/170, аз-Захаби в «ас-Сияр» 3/222.
Поистине,
это великое наставление, включающее в себя всё знание и всё благо![27]
Десятое последствие: Утеря безопасности
Также
из числа опасных последствий смуты – это нарушение существующего порядка и безопасности.
Ведь безопасность – это одна из самых великих милостей Всевышнего Аллаха,
которую он даровал верующим, как сказано в Коране: «Который накормил их
после голода и избавил их от страха» (Къурайш 106: 4).
Безопасность
– великая милость! Спокойствие и безопасность за сохранность своей жизни,
своего имущества, своей чести и прочих вещей, сохранность чего заботит
человека, все это явля-ется величайшей милостью Аллаха.
Однако,
когда дела приходят в беспорядок и разгораются смуты, то начинается кровопролитие,
имущества уничтожаются, дети сиротеют, женщины вдовеют, и происходят прочие
беды, последствия которых не заслуживают похвалы.[28]
Одиннадцатое последствие: Активизация заблудших в
распространении своих заблуждений
Также
из числа последствий смуты то, что она открывает перед людьми двери заблуждений,
будь то заблуждения в вопросах убеждения или же в вопросах нравственности. И
воспользовавшись смутой, заблудшие люди начинают распространять свое
заблуждение и сеять нечестие, поскольку в это время сторонники истины охвачены
смутой, которая поглощает их время и отвращает от призыва и принесения пользы. Пользуясь
таким положением, приверженцы зла и нечестия без опасения активно распространяют
свое заблуждение, призывают к злу, к своим ложным убеждениям и порочным
учениям.
Подобные
последствия смуты должны самым сильным образом удерживать каждого мусульманина
от смуты и обязывать его остерегаться ее!
Двенадцатое последствие: Главенство врагов
Также
из числа последствий смут то, что они дают возможность врагам Ислама захватить
мусульман и ведут к их главенству над ними. В то время, когда сторонники истины
в разногласии, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, то
враги пользуются этим и захватывают власть над верующими, а затем всячески начинают
притеснять их[29]. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Повинуйтесь
Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь
сил» (аль-Анфаль
8: 46).
Обязательным
является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и
всего того, что может разжечь ее. Они должны искренне обратиться к Аллаху
Всевышнему и молить Его об избавлении от смут, как явных, так и скрытых. Они
должны просить Его, чтобы Он исправил их положение и объединил их на истине и
правильном пути.
Мы
просим Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, посредством Его прекрасных
имен и возвышенных качеств, избавить нас от смут, как явных, так и скрытых, и
хранить нас под Своей защитой, поскольку Аллах Тот, помимо Которого нет
истинного божества, который объемлет все сущее Своей милостью и знанием! Поистине,
Он – Слышащий и отвечающий на мольбу!
И
да благословит Аллах и приветствует раба Своего и посланника – пророка нашего
Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
[1] В основе языковое значение
слова «смута» (фитна) – это «искушение», «испытание».
Но это слово имеет также много значений, в зависимости от контекста. См. "ан-Нихая” 3/410, "Фатхуль-Бари”
3/13.
О таком значении слова «фитна»,
как «искушение», «испытание» Всевышний Аллах говорит: «Неужели люди
полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они
скажут: "Мы уверовали”?» (аль-‘Анкабут 29: 2).
И также Он сказал: «Таким образом, Мы искушали
одних из них другими» (аль-Ан’ам
6: 53).
Также слово «фитна»
имеет значение: «смута», «разногласие», «раскол», как сказал Аллах, говоря о лицемерах:
«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего,
кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту»
(ат-Тауба 9:
47).
Также это слово несет в себе значение: «неверие», «многобожие»,
о чем говорит Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не
исчезнет фитна» (аль-Бакъара 2: 193).
Под словом «фитна» в
этом аяте речь идет о неверии. См. "Тафсир ат-Табари” 2/194, "Тафсир Ибн Касира” 1/329.
Также это слово несет в себе значение: «сбивание с
истины», «введение в заблуждение», как об этом говорится в аяте: «Не потакай
их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что
ниспослал тебе Аллах» (аль-Маида
5: 49).
Всевышний Аллах также сказал: «Того, кого Аллах
пожелает ввести в заблуждение, ты не властен защитить от Аллаха» (аль-Маида 5: 41).
Также слово «фитна»
имеет значение: «наказание», «убийство», о чем говорит Аллах: «На вас не будет греха за сокращение некоторых из молитв,
если вы опасаетесь искушения (убийства) со стороны неверных» (ан-Ниса 4: 101). См. "Лисан
аль-‘араб” 13/319, "ан-Нихая” 3/410-411, "Фатхуль-Бари” 3/13, 11/176.
[2] В основе данной работы лежит
лекция шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра, которую он прочитал в соборной мечети
«ар-Раджихи» в ар-Рияде.
[3] ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз
говорил:
"Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”.
Ахмад в
"аз-Зухд” 365. Иснад достоверный.
А
шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Всякое деяние, не ведомое знанием, не имеет
пользы для того, кто совершает его. Наоборот, оно приносит ему вред, как об
этом говорили некоторые саляфы: "Кто поклоняется Аллаху без знания, зло которое
он принесет, перевесит добро, которое он может принести”. См. "Мифтаху дари-сса’ада”
1/83.
[4] Они имели в виду
распространившееся еретическое воззрение о том, что Коран сотворен, тирании
правителя и другие порицаемые вещи.
[5] Подобное наставление, до имама Ахмада делал
и Хасан аль-Басри. ‘Умар ибн Язид рассказывал: "Когда во времена правления
Язида ибн аль-Мухалляба (наместника Басры) толпа (недовольных) людей пришла к Хасану
аль-Басри, он велел им пребывать в своих домах и закрыть двери, и сказал:
«Клянусь Аллахом, если бы люди терпели то, что постигает их со стороны
правителей, то не проходило бы много времени, как Аллах избавлял бы их от
этого! Однако они сразу прибегают к мечу, и по этой причине вверяются ему. И
клянусь Аллахом, они никогда не достигали благого!», – после чего он прочитал
аят: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и
западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего
Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что
содеяли фараон и его народ, и то, что они воздвигали» (аль-А’раф
7:137)”. Ибн Са’д в
"Табакъат аль-кубра” 7/164, аль-Аджурри в "аш-Шари’а” 65.
[6] Подобное происходит очень
часто, когда некоторые ревностные мусульмане, будучи ведомые благими идеями
совершают серьезные поступки, которые влекут вред и беды для них самих и других
мусульман, поскольку они не учитывали вопрос пользы и вреда. Шейх Джамалюддин
аль-Къасими говорил: "Может быть так, что община мусульман будет пребывать в
благополучии, находясь в спокойствии от опасностей, пока группа из ее
предводителей не станет совершать вероломство, пологая, что за этим поступком
последует успех, но это лишь спровоцирует для общины беду и они станут
разрозненными в своих городах!” См. "Махасин ат-тауиль” 13/48.
Имам-историк Ибн Хальдун говорил:
"Таково положение простого люда и некоторых факъихов, восстающих для
изменения порицаемого. Поистине, многие люди, связанные с поклонением и
религией, отправляются к несправедливым правителям, призывая к изменению
порицаемого и призыву к одобряемому, желая за это награды от Аллаха. И
последователей таких людей становится много из числа невежественной толпы, и
они подвергают себя гибели. Многие из них гибнут на этом пути, неся
ответственность за это, а не получив награду, поскольку Аллах Всевышний не повелевал
им этого!” См. "Мукаддима Ибн Хальдун” 1/280.
[7] От Анаса (да будет доволен им
Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие
от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054,
аль-Байхакъи 10/104. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.
[8] Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: "Поистине,
причиной смуты является язык, а не руки!” ад-Дани в «ас-Сунан аль-уарида
филь-фитан» 171.
[9] Имеется в виду, что этой
ночью пророку (мир ему и благословение Аллаха) было ниспослано откровение, в котором
сообщалось, что после его смерти мусульманскую общину постигнут многие бедствия
и смуты.
[10] Далее в этом откровении
сообщалось, что мусульманам будут дарованы огромные сокровищницы.
[11] Имеются в виду жены
пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[12] Имеется в виду, что если
женщина является женой праведного человека, но сама не совершает никаких благочестивых
дел, то праведность ее мужа не послужит ей защитой в мире вечном.
[13] Подобные слова передаются
также и от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что приводят Ибн Абу Шайба 6/22
и аль-Хаким 1/687.
[14] Речь идет об одной из самых
больших смут среди мусульман, которую разжег ‘Абдур-Рахман ибн аль-Аш‘ас,
подстрекнув людей выйти против аль-Хаджаджа и свергнуть его власть. Люди
выступили против аль-Хаджаджа и между мусульманами произошла страшнейшая резня,
в которой были убиты больше ста тысяч мусульман!
[15] Из значений слова «‘ильдж»
– грубый человек, неверующий, не араб, дикий осёл. См. «Лисан аль-‘араб»
4/3065, «аль-Къамус аль-Мухит» 199.
А Аллаху
ведомо лучше, какой именно смысл они вложили в это слово в отношении Хасана
аль-Басри.
[16]
|