Воистину, смута является
причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего
от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и
саляфы этой общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит
не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль
8: 25).
Аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам (да будет доволен им Аллах) говорил:
"Мы читали это аят во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, и не полагали, что это коснется нас, пока
мы не оказались в том, в чем оказались”. Ахмад
3/31, аль-Баззар 976. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность иснада.
Смута имеет множество печальных последствий,
как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека
смерть лучше, чем смута. Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах)
сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал: «Две вещи ненавидит сын Адама. Он ненавидит смерть, однако смерть
лучше для него, чем смута. И он ненавидит малое имущество, однако мало имущества
проще для расчета (в Судный день)». Ахмад 5/427.
Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. "Шарх
ас-судур” 35, «Сахих аль-джами’» 139.
[1] В основе языковое значение
слова «смута» (фитна) – это «искушение», «испытание».
Но это слово имеет также много значений, в зависимости от контекста. См. "ан-Нихая” 3/410, "Фатхуль-Бари”
3/13.
О таком значении слова «фитна»,
как «искушение», «испытание» Всевышний Аллах говорит: «Неужели люди
полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они
скажут: "Мы уверовали”?» (аль-‘Анкабут 29: 2).
И также Он сказал: «Таким образом, Мы искушали
одних из них другими» (аль-Ан’ам
6: 53).
Также слово «фитна»
имеет значение: «смута», «разногласие», «раскол», как сказал Аллах, говоря о лицемерах:
«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего,
кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту»
(ат-Тауба 9:
47).
Также это слово несет в себе значение: «неверие», «многобожие»,
о чем говорит Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не
исчезнет фитна» (аль-Бакъара 2: 193).
Под словом «фитна» в
этом аяте речь идет о неверии. См. "Тафсир ат-Табари” 2/194, "Тафсир Ибн Касира” 1/329.
Также это слово несет в себе значение: «сбивание с
истины», «введение в заблуждение», как об этом говорится в аяте: «Не потакай
их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что
ниспослал тебе Аллах» (аль-Маида
5: 49).
Всевышний Аллах также сказал: «Того, кого Аллах
пожелает ввести в заблуждение, ты не властен защитить от Аллаха» (аль-Маида 5: 41).
Также слово «фитна»
имеет значение: «наказание», «убийство», о чем говорит Аллах: «На вас не будет греха за сокращение некоторых из молитв,
если вы опасаетесь искушения (убийства) со стороны неверных» (ан-Ниса 4: 101). См. "Лисан
аль-‘араб” 13/319, "ан-Нихая” 3/410-411, "Фатхуль-Бари” 3/13, 11/176.
|